Добавление новости

Название новости

Выберите блог

Внимание! при выборе "создать новый блог", блог создается с именем "Новости"

Фото для новости

Загрузите фото, если вы хотите изменить оригинальное фото в статье."

10 Ноября 2016; 12:35Автор: Елена СИНЕКОВИЧ

Краткое описание новости

Фермерство в Беларуси: каких жертв просит «бог плодородия»?

10 Ноября 2016; 12:35Автор: Елена СИНЕКОВИЧ


(0)

МТБанк открыл новый сезон образовательных семинаров «Бизнес в стиле FLEX», посвятив первый сельскому хозяйству. AGRONEWS прогулялся вместе с его участниками по питомнику растений и выслушал мнения белорусских фермеров и других игроков агрорынка о текущей ситуации в отрасли.

Начался семинар на свежем воздухе — в питомнике растений «Красный клен», который расположен недалеко от микрорайона Уручье, у трассы Колодищи-Заславль. Гостей приветствовала хозяйка 2 га декоративных кустарников и деревьев Татьяна Тытик.

«Красный клен» работает с 2007 года. Несмотря на то, что растения, по мнению директора, — один из самых сложных товаров для бизнеса, питомнику удалось занять свою рыночную нишу. Компания из 45 специалистов продает саженцы цветов, декоративные кустарники, плодовые деревья, а также крупномеры (высотой до 20 метров). Есть в каталоге «Красного клена» и газонная трава, грунты, удобрения, аксессуары для садоводства.

По словам Тытик, порядка 70% продаж питомника приходится на частный сектор, еще 30% — на государственные предприятия. Большинство клиентов «Красного клена» относятся к среднему классу, который сейчас ощутимо просел. Помимо неблагоприятной экономической ситуации, сложности для такого бизнеса кроются в таможенном законодательстве Беларуси (ввозные пошлины существенно влияют на конечную цену саженцев).

А вот конкуренции питомник не боится, хотя этот сегмент рынка плотно укомплектован продавцами с похожим товаром.

«Мы гарантируем качество наших растений, поэтому в нашем случае отлично работает «сарафанное радио», — говорит Тытик. И добавляет, что специалисты «Красного клена» могут помочь хозяину капризных роз или экзотических кустарников справиться с их пересадкой, а также дадут рекомендации по уходу за новыми «жильцами» приусадебного участка. И это серьезное преимущество питомника.

Семинар продолжился в отеле «Виктория Олимп», где перед его участниками выступили спикеры — фермеры и представители частных предприятий АПК.

«У нас уже есть успешный опыт кредитования проектов в сфере сельского хозяйства. Мы готовы рассматривать их и в дальнейшем. При этом приоритет будет отдаваться тем проектам, где есть лидер — грамотный руководитель, есть понятная технология, а также ресурсы, в частности, земля, техника и др., позволяющие произвести продукцию, реализовать ее и рассчитаться с банкомИ мы хотели бы, чтобы таких проектов было больше», — открыл дискуссию член правления банка, директор по корпоративному бизнесу Павел Малышко. И красноречиво заметил, что в успешных фермерских хозяйствах, с которыми работает банк, есть «некий бог плодородия». 

С этой целью банк и задумал проведение семинара по агробизнесу, во второй части которого слово дали успешным фермерам, в том числе, тем, кто выбрал уникальные для Беларуси сельхозотрасли.

Так, Тамара Сидорук, владелица СП «ПМ и Компания», рассказала о создании страусиного ранчо в Кобринском районе. Экзотических птиц там стали разводить в 2000-х годах. Сейчас их поголовье составляет две сотни.

Помимо реализации мяса и яиц, ранчо зарабатывает агробизнесом. Семья Сидорук открыла в окрестностях два кафе, в которых подают, к примеру, омлет из страусиных яиц и колбаски из их мяса (в котором почти нет холестерина, отметила хозяйка). Имеются на ранчо и гостевые домики, а также небольшой зоопарк. Есть там и мастерская сувениров из страусиных перьев и кожи.

При наличии спроса «ПМ и Компания» могла бы поставлять рынку до 2 тонн страусиного мяса в месяц. Но белорусский потребитель пока не готов включить страусятину в еженедельный рацион.

Не спешат работать с необычным сырьем и мясопереработчики. По словам Сидорук, ранчо пробовало наладить поставки мяса на один комбинат для производства детского питания, однако все закончилось пробной партией, которая так и не дошла до потребителя.

Те же сложности и со сбытом страусиной кожи и жира. В планах хозяйки ранчо сотрудничество с производителями обуви и одежды, а также косметики, которые пока настороженно воспринимают идею работать с необычным сырьем. Хотя минское ООО «Марта» все же выпустило небольшую линейку косметики на страусином жире. И Сидорук надеется, что это направление получится развивать.

С отсутствием культуры потребления уникальных для Беларуси продуктов столкнулся и Игорь Хващевский, владелец органического фермерского хозяйства «Верми Экопродукт», которое первым в стране получило «зеленый» сертификат. Отказаться от агрохимии и перейти на щадящую обработку почвы его вынудила аллергия у собственных детей.

Сейчас в хозяйстве выращивают зелень, картофель, свеклу и др. Пока продажи идут медленно, но у Хващевского уже появились постоянные клиенты, которые «оценили вкус и аромат» органических овощей.

Занятие органическим земледелием влетает фермеру в копеечку (а в бизнес Хващевский вкладывает в основном собственные средства). Необходима покупка определенного оборудования для почвообработки, закупка экологически чистых семян. А вот продать «зеленую» продукцию по более высокой цене, как это происходит в Западной Европе и США, в Беларуси почти невозможно.

«У нас пока нет даже закона об органическом земледелии, не говоря о каких-то мерах поддержки для фермеров, которые им занимаются», — объяснил земледелец. Однако такой документ правительство обещает подготовить к 2017 году. И, возможно, «зеленые» технологии станут развиваться в Беларуси в более быстром темпе.

Пока же всем фермерам приходится быть «универсальными солдатами». На этом сошлись Василий Барауля (КФХ «Барауля В.А.») и Василий Вергейчик (ФХ «Василек»). Зарабатывать в сельском хозяйстве реально только совмещая сразу несколько видов деятельности, считают они. К примеру, в фирменном магазине хозяйства «Василек» можно купить сразу крольчатину, индейку, баранину, мясо курицы, свинину, говядину, а также оленину и рыбу (фермер разводит осетра). Остановиться только на одной из этих отраслей животноводства мешает высокий финансовый риск. А пока сложение «минусов» и «плюсов» все-таки дает положительный результат.

Фермер с 26-летним стажем Василий Барауля видит причину в неудобном для фермеров законодательстве, которое запрещает создавать кооперативы, в отсутствии возможности приобрести землю в частную собственность. Устранение этих барьеров позволило бы хозяевам частных сельхозугодий почувствовать себя таковыми в полную силу. Ведь если можно оставить этот кусок земли своим детям, то и за работу берешься с большим запалом.

И все же фермеры, которые в Беларуси занимают всего 2% земель, держатся на плаву в противовес многим сельхозпредприятиям с большой долей госкапитала. Это подтвердила представитель ООО «СельАгро» Елена Рихард. Частный производитель и продавец сельхозтехники, навесного и прицепного оборудования заключает с агробизнесом 40% сделок, в то время как поставки продукции аграрным ОАО чреваты серьезными задержками выплат, а то и новостями о полной ликвидации вчерашнего покупателя.

Заключительное выступление заместителя генерального директора по маркетингу СЗАО «Серволюкс» Олеси Сидоренко прошло в позитивном ключе. Возвращаясь к теме сбыта (на фоне падения покупательной способности), она отметила, что «мы вошли в эпоху выбирателя, а не потребителя», в которой проблема выбора стала серьезной помехой для роста продаж агропродукции, в частности, мяса птицы. На примере нескольких бизнес-кейсов, специалист доказала, что бренд как гарант качества остается актуальным инструментом сбыта.

«Выбор в глазах покупателя следует сужать, помня о том, что сейчас конкурируют не продукты, а символы образа жизни», — резюмировала Сидоренко.

Станет ли фермерство одним из символов образа жизни белорусской деревни, зависит от множества факторов. Инициативные и трудолюбивые люди в этой отрасли еще есть, хотя спикеры не раз отмечали дефицит квалифицированных рабочих кадров на селе. Возможно, проводимая сейчас политика ликвидации убыточных сельхозпредприятий и грядущие изменения в аграрном законодательстве будут фермерам на руку. А пока «бог плодородия» требует слишком больших жертв и скупится на дары для своих последователей.

Фото AGRONEWS и Надежда Бужан.

 

Оставить комментарий

Поделиться |

* Для того, чтобы оставить свое мнение, пожалуйста, авторизуйтесь